Меню
Фотографируем украшения дома.
Дневной свет
Разбираемся, как грамотно снимать с дневным светом. Чем снимать, как оживить и улучшить кадр?
декабрь 2017
Что я чаще всего рекомендую ученикам, которые хотят научиться снимать? Правильно — дневной свет, подоконник, отражатели, красивый фон и ... не фотографировать неглиже (об этом — в конце статьи).

Какие плюсы имеет дневной свет? Он доступный, бесплатный, универсальный. С дневным светом у меня получаются самые «душевные» снимки (долго подбирала слово). Но не весь дневной свет одинаково полезен. Мы не можем контролировать качество света, не можем выбрать время с оптимальными условиями освещения, не можем назначить жёсткую дату съёмки по этой причине.

Идеально, если у вы живёте на верхних этажах и в окне видно много неба. Похуже, если перед окном дома и деревья, но можно работать и с этим. Совсем плохо для ваших снимков, если вы живёте на первом этаже, а окна закрыты деревьями, кустами и вьющимися растениями.

Как же научиться «жонглировать» всеми этими условиями?
Коротко об оборудовании
Чем фотографировать?
Если вы любите хардкор, снимайте зеркальной камерой. Если не хотите заморачиваться — подойдёт телефон.

Я работаю с зеркалкой. Почему?
  • Зеркалка появилась у меня в 2008 году, когда я стала серьёзно заниматься украшениями
  • Мне было интересно, фотография это любовь
  • Мне до сих пор нравится получать красивые картинки не меньше, чем создавать работы.
С зеркалкой конечно сложно. Она дорогая, тяжёлая, результат не моментальный. Однако качество снимков не позволяет мне переметнуться в клан любителей мобильной фотографии. И потом, эти снимки «пахнут деньгами», как выразилась одна моя заказчица. Я не знаю, чем заменить зеркалку, чтобы добиться такого же качества фото.

Моя камера: Canon 5D mark II, в планах Canon 6D mark II
Объектив Canon 24-70 2.8L
С телефоном проще. Разумеется, можно выжать из телефона максимум: снимать не на стандартную камеру телефона, а поставить продвинутую программу и дополнительно обрабатывать снимки. И получать классный результат.

Но телефон более требователен к условиям. Нужен идеальный свет, продуманный фон, чистый объектив — не забывайте протирать!

Я пользуюсь Camera+ на телефоне
(ручная настройка экспозиции, фокуса).
Корректирую цвет фотографий в программах Snapseed, VSCO.
В Facetune удаляю пылинки и царапины.
В последнее время, с покупкой айфона pro версии, телефонные снимки стали на порядок лучше. Громадный плюс, что можно снимать качественные видео (для меня на первом месте), неплохое качество фото, но далеко не для всех украшений. Минус телефона — непредсказуемая цветопередача. Телефоном практически невозможно передать сложные полутона, поймать переходы цвета, очень контрастные сцены ииии ненавидимый всеми фотографами-предметчиками глянцевый металл. Родированная гладкая фурнитура получается на телефон чёрно-белой и пугает заказчиков))


Фоны и реквизит
На чём красиво разложить работы, чем оживить кадр?
Для новичков совет прост: чем проще, тем лучше. Не гонитесь за десятком зайцев, научитесь сперва снимать на простом однотонном фоне. С реквизитом всегда успеете. Минимализм — классика жанра. Такие фотографии будут актуальны и сейчас, и через 10 лет.

Дело в том, что я вижу определённые тренды в предметной фотографии изделий ручной работы, и эти тренды меняются.

Пять-шесть лет назад был популярен стиль винтаж и шебби-шик. Все поголовно раскладывали украшения на фотофонах из фактурного дерева, состаренных досок, добавляли винтажные рамочки, шкатулки, изящную посуду, сухоцветы, кружево, перья. Чем больше реквизита удавалось впихнуть в кадр, тем больше эстетического наслаждения испытывал зритель.
Сейчас многие снимают на шёлке, рваных отрезах шифона, на всяких блюдечках-шкатулочках из Zara Home и на прочем декоре для дома.
Мои рекомендации производителей фотофонов:
любимые Photofon_54, а также Fotofonu (их надо контролировать, но косяки без вопросов исправляют)
Есть десятки других производителей. Ищите! И вы найдёте идеальные фоны для себя.

Но пересыщеный деталями «винтаж» закономерно сменился минимализмом. Если однотонный фон без фактуры вам скучен, купите фанерный фон с фактурными разноцветными покрытиями, они бывают очень стильными. Важно, чтобы цвет и фактура фона были несамодостаточными. Если фон красив сам по себе, то зачем ему декор в виде ваших работ? Лучше взять как можно более ненавязчивый.

Также из рекомендаций: гладкая бумага. Ищите покрытия TOUCHE COVER, если не любите бумажную фактуру. Если нужен чисто белый фон без примесей цвета, покупайте как можно более плотную белую бумагу.

Старинные фото-рамки и шкатулки смените хотя бы на модные журналы. Не выкидывайте винтаж — вероятно, он вновь станет актуальным через несколько лет. А если тошнит от глянцевых журналов (как меня), оживите кадр стильной сумкой, солнечными очками, уголком шарфика, изящным флаконом парфюма.

На строительных рынках можно найти образцы облицовочных каменных покрытий. Некоторые неплохи для фона. Иногда попадаются симпатичные подносы из прессованного камня.
Замечаю также, что ручная работа всё больше объединяется с модными тенденциями. Это значит, что за модой придётся следить. Гуглите современных предметных / ювелирных фотографов, анализируйте снимки.

Теперь важен не красивый снимок сам по себе, а снимок в духе времени.
Как улучшить снимки?
Убираем тени и разбираемся с качеством света
Обучение
Научитесь создавать украшения ручной работы у мастера с 15-летним опытом на мастер-классе в Москве. Индивидуальный формат и максимум техник сборки бижутерии своими руками
Брошь, сфотографированная без отражателя и с одним отражателем. Свет из окна справа.
Отражатели. Они обязательны! Подсвечивают тени, создают красивые блики, добавляют ценности коммерческой фотографии. Отражатель можно купить в фотомагазине (берите небольшой) или сделать самостоятельно.
Я использую сразу несколько разных отражателей. Чтобы добиться сверкания нужных граней на поверхностях кристаллов, специально ловлю блики или делаю сложные коллажи при обработке.

Как я сказала раньше, качество света меняется в течение дня. Идеально, когда солнце скрыто одним слоем облаков — свет белый, рассеянный, с лучшей цветопередачей.
Совет: воспринимайте жёсткие тени от солнца как самостоятельные цветовые пятна. Это позволит снимку добиться выразительности.
Открытое солнце даёт слишком жёсткий свет. Оно формирует чёткие тени и дарит фотографу экстремальные условия. Телефон вряд ли справится.
Если деваться некуда, поставьте на окно специальный рассеиватель. В крайнем случае большой лист белой бумаги. Свет расслабится, тени смягчатся. Однако мощность света понизится.

Если день яркий, а за окном — деревья, дома, то на глянцевых поверхностях предмета эти «цветовые пятна» и будут отражаться. Сверху синие, потом зелёные, бежевые или белые. Сгладить тона можно также рассеивателем.

Не снимайте вечером и после заката. Свет становится холодным (синий + фиолетовый), цветопередача ухудшается. Именно поэтому зимние съёмки такие серые и унылые.

Кстати, о цветопередаче. У дневного цвета и у электрических ламп зачастую разная цветопередача. Это значит, что наиболее достоверные цвета мы видим при полуденном свете. Бытовые лампы не обеспечивают такого качества. Вывод: не снимайте с бытовыми лампами и не подсвечивайте тени от дневного света лампой.

Хуже всего, когда «сцену» освещают разные по качеству источники света. Несколько жёстких теней, разноцветные блики, каша оттенков... Не делайте так!

А вы задумывались, почему тени могут окрашиваться в какие-нибудь ненужные оттенки? Почему белый фон не получается белым? Один из ответов — «паразитные» рефлексы. Дневной свет попадает в комнату, отражается от цветных обоев, мебели, вашей цветной кофточки и попадает на изделие и фон. В результате тени становятся, например, грязно-бежевыми. Если влияние бытовой обстановки слишком сильно, сделайте изоляционный экран хотя бы из листа белой бумаги.
Почему нужно хотя бы одеваться, когда фотографируешь?)
Древняя мудрость: «фотограф как вампир, в зеркалах не отражается, тень не отбрасывает»
Простите :)
Помните, мы говорили, что на бликующих поверхностях может отражаться синее небо и зелёные деревья. А если вдруг в красивом кристалле отразитесь вы сами?

Я дотошная. Обожаю разглядывать снимки. У меня есть небольшая коллекция таких «голых» ляпов от разных мастеров. Здесь не покажу)) Если у вас тоже есть — присылайте!
Иногда в плоскости камня или бусины отражается лицо фотографа, и выражает оно... покупателю лучше бы и не знать, что)))

А если без шуток. Лучшая одежда фотографа — серая кофта для дневного света, чёрная одежда с длинными рукавами для студийного света. Цветные ткани оставляют цветные блики. Будьте аккуратны!
Если вы можете снимать только ночью
Или живёте в тёмной квартире на первом этаже, или дневной свет скрыл близко построенный дом
Маленькие дети, много работы, дневная суета — многие мои ученики могут снимать только ночью. Первый этаж, деревья и кусты за окном — и вот вроде дневной свет есть, но слабый, а летом зелёный...
Советов сменить обстановку я давать не вправе. К сожалению, снимать с дневным светом дома не получится. В таком случае можно приобрести дополнительное осветительное фотооборудование — лайткуб, студийный свет. Об этом — в следующей статье (читать)